- АВТОМОБИЛЬ
- (от греч. autos — сам и лат. mobilis — подвижной, легко движущийся), средство безрельсового транспорта с собственным двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров, грузов или специального оборудования.
По назначению А. делят на транспортные, специальные и гоночные. Транспортные А. (наиб. распространены) делятся на легковые, грузовые и автобусы. Грузовые А. оборудованы кузовом для груза; нек-рые модели приспособлены для буксировки прицепных систем и наз. А.-тягачами. А. или А.-тягач вместе с прицепной системой (прицеп, полуприцеп, прицеп-роспуск) образуют автомобильный поезд. При благоприятных дорожных условиях вместо одиночных грузовых А. целесообразно применять автопоезда. В зависимости от устройства кузова выделяют грузовые А. общего назначения и специализир. (самосвалы, автоцистерны, автофургоны, рефрижераторы и др.).
По проходимости А. делят на дорожные, внедорожные (карьерные) и А. повышенной и высокой проходимости, рассчитанные на работу в тяжёлых дорожных условиях и по бездорожью. Осн. вид таких А. — колёсные полноприводные, т. е. имеющие привод ко всем колёсам . Проходимость А. оценивают колёсной формулой, в к-рой первая цифра означает общее число колёс А., вторая — число ведущих колёс . Напр., 4 X 2 — двухосный А. с одной ведущей осью (ГАЗ-53); 6x6 — трёхосный А. с тремя ведущими осями (ЗИЛ-131); 6 X 4 — трёхосный А. с двумя ведущими осями (КамАЗ-5320). Проходимость А. может быть оценена также по давлению воздуха в шинах. Осн. величина, характеризующая грузовой А., — его номинальная полезная нагрузка (условно наз. грузоподъёмностью ), т. е. предельно допустимая масса перевозимого груза при движении по дорогам с твёрдым покрытием. В тяжёлых дорожных условиях и при движении по полю в сел. местности используют А. меньшей грузоподъёмности .
По грузоподъёмности грузовые А. делят на классы: особо малой грузоподъёмности — до 1000 кг; малой грузоподъёмности — 1000 — 2000 кг; ср. грузоподъёмности — 2000 — 5000 кг; большой грузоподъёмности — св. 5000 кг; особо большой грузоподъёмности (вне-Дорожные А.). Повышение грузоподъёмности А. достигается увеличением числа осей А. и применением автопоездов. В СССР в осн. используют грузовые А. и автопоезда грузоподъёмностью (в кг): 500, 1000, 1500, 3000, 5000, 8000, 10 000, 12000, 14000, 16000, 25000, 40000, 60 000 и 100 000.
Осн. части (узлы) А. — двигатель, ходовая часть, кузов (у грузовых А.), кабина, органы управления, трансмиссия, электрооборудование. Принципиальная схема А. показана на рисунке. В зависимости от вида топлива, на к-ром работает двигатель А., различают паровые А. (распространения не имеют), бензиновые А. (большинство легковых А. и грузовых А. малой и ср. грузоподъёмности ), дизельные А. В р-нах с природным или сжиженным газом находят применение газобаллонные А. Эксплуатац. качества А. оцениваются комплексом показателей, к-рые определяются назначением А.
Расположение основных механизмов и сборочных единиц автомобиля: 1 - управляемое
колесо; 2 — передняя подвеска; 3 — муфта сцепления; 4 — коробка передач.5 — карданная передача; 6 - главная передача; 7 -дифференциал; 8 - задняя подвеска; 9 – ведущее колесо; 10 - рама; 11 - рулевой механизм; 12 - двигатель.
При создании грузовых А. для с. х-ва учитывают специфич. требования по грузоподъёмности , грузовместимости, проходимости, уровню миним. устойчивой скорости движения при совместной работе с уборочными машинами, герметичности и конструкции кузова. Для с. х-ва предпочтительны А. и автопоезда самосвальные, с изменяемым объёмом и конструкцией кузова для разл. продукции, повышенной и высокой проходимостью, с наиб. экономичным дизельным двигателем. С учётом многоотраслевого характера с. х-ва грузовые А. для с.-х. предприятий создаются семействами и выпускаются в возможно большем числе модификаций, к к-рым можно отнести следующие: бортовой А.-тягач обычной и повышенной проходимости; А.-самосвал обычной и повышенной проходимости, приспособленный для работы с самосвальным прицепом; седельный А.-тягач обычной и повышенной проходимости с набором полуприцепов для перевозки зерна и комбикормов, цистерн для жидких удобрений, технич. воды, нефтепродуктов, молока и др., а также полуприцепов-рефрижераторов и полуприцепов для транспортировки ж-ных;
А. с изотермич. кузовами для перевозки скоропортящихся продуктов в замороженном или охлаждённом состоянии.С.-х.
Сельскохозяйственный автомобиль-самосвал с предварительным подъёмом кузова.
А. приспосабливают к монтажу такого сменного оборудования,как заправщик сеялок,заправщик самолётов пестицидами и удобрениями, механизмы для внесения минер. удобрений и др. В качестве примеров на рисунках показаны самосвальные грузовые А. с.-х. назначения. См. также Транспорт сельскохозяйственный.
Полноприводной самосвальный автомобиль-тягач (4х 4),приспособленный для работы в поезде с самосвальным прицепом.
Каждой новой базовой модели А. в СССР присваивается индекс из четырёх цифр — первые две обозначают класс грузового А. по полной массе, вторые — модель. Модификация обозначается дополнительной пятой цифрой (её порядковый номер).
Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Главный редактор: В. К. Месяц. 1989.